Лекция (от латинского lectio «чтение») - одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Читается лекция обычно одновременно для студентов всего курса или потока, если большой курс делится на несколько потоков.
Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике средневековых университетов. Тогда это слово точно отражало характер деятельности преподавателя. В XII-XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение книгопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и поэтому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент, конечно, не мог, и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения - философские, религиозные трактаты, сопровождая чтение подробными комментариями и разъяснениями.
На протяжении веков, прошедших с тех пор, очень многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось книгопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важнейших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того в последние десятилетия все большее значение приобретают компьютерные формы хранения и передачи информации, которые все активнее применяются в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных заведениях во всем мире.
В чем же причина такого «консерватизма»? - спросите вы. А дело в том, что лекция как способ сообщения знаний имеет очень много достоинств. Постараемся показать наиболее существенные из них.
Прежде всего, необходимо сказать о том, что любая наука - а студенты знакомятся в вузе именно с различными науками - представляет собой очень сложное явление. В каждой науке вы встретите большое количество различных точек зрения, мнений, подходов и способов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке разноречивых, а часто и противоречивых взглядов студенту, только вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение очень непродолжительного промежутка времени сориентировать десятки студентов в рассматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.
К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредственное общение студентов с опытными преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда играют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, становится ярким и интересным, а поэтому способствует развитию желания знать изучаемый предмет лучше и глубже.
Таким образом, лекция - очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний.
У первокурсника, который, как правило, в вузе впервые сталкивается с такой формой учебных занятий, часто поначалу складывается мнение, что на лекции он - лицо пассивное и все, что от него требуется, - слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное, и даже опасное представление. На самом деле слушание лекции предполагает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого - понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать записи изложенного в лекции материала. Понятно, что ведение таких записей, которые называются конспектами (от латинского conspectus «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков. Чтобы вам было легче их приобрести, рекомендуем запомнить несколько практических советов:
- не старайтесь записать дословно все, что говорит преподаватель - это невозможно, да и не нужно. Если вы будете к этому стремиться, в ваших записях неизбежны недописанные предложения, пропуски, а поэтому нарушения логики изложения материала, которые сделают конспект бесполезным. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, записывая только самое существенное.
- учитесь на слух отделять главное от второстепенного. Но это не означает, что записывать нужно только основные положения и определения, которые без примеров и иллюстраций могут впоследствии, при чтении конспектов, оказаться непонятными. Поэтому факты, которые приводит лектор, также лучше отмечать; иногда для этого бывает достаточно нескольких ключевых слов.
- записи должны быть сжатыми, логично связанными, представлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.
- если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи, обязательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя аккуратно и внимательно.
- по ходу лекции преподаватель обычно отмечает те или иные мысли, положения, поэтому сразу делайте соответствующие смысловые выделения в ваших записях. Для этого можно использовать не только разные виды подчеркиваний (прямая, волнистая линии, пунктир и т. п.), разноцветные выделения, но и различные значки, например: ! - «важно», ? - «проверить, уточнить», NB (notabene) - «обратить внимание» и др.
- оставляйте в тетради поля, которые можно использовать в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, дополнений и т. п.
- используйте красную строку для выделения смысловых частей в записях.
- постарайтесь выработать свою собственную систему сокращения часто встречающихся слов или их замены определенными знаками. Это даст вам возможность меньше писать, больше слушать и думать.
- сразу после лекции постарайтесь просмотреть записи и по свежим следам восстановить пропущенное, дописать недописанное, доделать необходимые выделения.
Очень важно подчеркнуть, что лекция - это не весь материал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего это - «путеводитель» в их дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе.