Способы борьбы с нехваткой времени

Чтобы эффективно использовать рабочее время, прежде всего нужно знать, на что оно расходуется и почему его не хватает. Причины, по которым не хватает времени, тесно взаимосвязаны. Например, если студент не планирует свой рабочий день, не организует свою учебу - ему не хватает времени. И наоборот, если студенту не хватает времени, то он спешит, не планирует свой день, хватается за все дела подряд, стараясь выполнить все сразу. Выйти из этого замкнутого круга можно, начав планировать свое время, а для этого нужно выяснить, на что расходуется время, и выявить основные причины дефицита времени. Причины дефицита времени заключаются в следующем.

• Постоянная спешка. В состоянии постоянной спешки студент не успевает сосредотачиваться на той задаче, которую он выполняет в данный момент. Он идет по тому пути, который первым пришел на ум, вместо того, чтобы подумать о других, возможно, более рациональных способах решения данной задачи.

• Отсутствие четкого распределения занятий по степени их важности. При этом студент начинает заниматься наиболее легкими и приятными, не столь важными делами.

• «Воры времени» - непредвиденные и обусловленные недостаточным планированием дела, особенно телефонные звонки.

• Суетливость. Это результат плохой организованности дня, а также иногда зависит от импульсивности и особенностей человека.

• Слабая мотивация. Следствием является низкая способность к обучению.

Не позволяйте себя отвлекать - заведите правило в определенные часы и дни заниматься только подготовкой рукописи. Убедите самого себя в том, что это не прихоть, а необходимость, продиктованная интересами вашей будущей карьеры.

Упорядочивайте работу с исходным материалом - отдавайте приоритет в рассмотрении и подготовке наиболее важным источникам. При наличии нескольких источников, которые необходимо изучить в одни и те же сжатые сроки, начинайте работать с теми, для которых требуется меньше времени.

Оставляйте для себя резерв времени - чтобы внимательно ознакомиться с подготовленным вариантом и при необходимости внести в него изменения.

Необходимые навыки и знания

• Умение пользоваться библиографическими указателями.
• Знание установленного минимума учебной и специальной литературы.
• Умение работать с книгой.
• Умение грамотно излагать содержание рассматриваемых вопросов.
• Умение обобщать накопленный опыт, анализировать полученные результаты и вырабатывать на этой основе практические рекомендации.
• Умение выполнять опыты, проводить эксперименты, описывать и объективно оценивать их результаты.