Проведение исследования в работе

Что такое проведение исследования (как теоретического, так и практического)? Это как раз то, ради чего все затевалось. На данный момент исследований вы не проводили, но можете смело гордиться тем, что:

- подобрали тему;
- ознакомились с литературой на данную тему;
- нашли проблему, которую вам предстоит решить (или решение которой вам предстоит рассмотреть);
- знаете не меньше двух способов (методов) решения найденной проблемы (это ваши гипотезы, то есть самое главное);
- составили список основных терминов работы;
- для каждого из терминов определили идеализации, при которых эти термины будут использоваться.

Под исследованиями не нужно понимать что-то невероятное, доступное лишь избранным. Под исследованиями также не следует понимать проведение будоражащих науку открытий. Если вы программист, то вашим исследованием будет написание программы, которая решает поставленную вами проблему. Если вы философ, то вашим исследованием будет разработка цепочки умозаключений, приводящей к решению обозначенной проблемы. Если вы технолог, вашим исследованием будет разработка технологии, которая позволяет решить проблему. То есть исследование в каждом конкретном случае это что-то свое, и что это - решать вам. В рамках одной книги невозможно дать советы по исследованиям в каждой из научных областей, поэтому предполагается, что если вы философ, то философствовать умеете, если физик или химик, то проведение опытов вам не чуждо, если программист, то имеете представление о том, как пишутся программы. Однако независимо от вашей специализации при проведении исследования, изыскания, анализа или чего-то подобного вам необходимо выполнить следующую последовательность действий.

I. Найти теоретическое решение проблемы (ответ на поставленный вопрос) с помощью выполнения следующей последовательности действий:

1. Если вопрос непростой, то произвести деление основного понятия, выяснив для этого содержимое понятия и его объем
2. Сопоставить основное понятие с равнообъемными, соподчиненными, перекрещивающимися понятиями, что позволит отграничить свою проблему от других проблем или выявить ее оттенки
3. Провести процедуру обобщения понятия. Это позволит понять, к какому роду относится основное понятие проблемы
4. Провести процедуру ограничения понятия, что позволит выйти на конкретные объекты, которые сталкиваются с данной проблемой, а также позволит изучить опыт решения проблемы конкретными лицами
5. Сформулировать суждения о проблеме, сформировав тем самым систему знаний об этой проблеме. При этом необходимо выявить, как соотносятся суждения между собой, проверить знания на истинность, а вопросы на корректность
6. Понять, на какие предпосылки опираются исходные суждения теории, системы наших знаний. Если явных предпосылок недостаточно, найти скрытые
7. Обосновать истинность сформированных утверждений или опровергнуть их, то есть обосновать или опровергнуть один из предварительных ответов. При этом следует помнить, что любой ответ, любой тезис, которым и является ответ на вопрос (решение проблемы), всегда является промежуточным в процессе познания, которое в принципе бесконечно. С таких же позиций нужно подходить к суждению оппонентов

II. Провести исследование, доказывающее выдвинутую гипотезу, и на основе его результатов получить новую научную информацию, выполнив для этого следующее:

1. Выдвинуть гипотезу о решении выбранной вами проблемы
2. Выбрать один или несколько методов проведения исследования, результаты которого должны подтвердить гипотезу
3. Провести исследование каждым из выбранных методов
4. Сделать выводы по результатам проведения исследования
5. Подумать о том, подтверждают ли полученные в результате проведения исследования выводы выдвинутую гипотезу

III. Проверить, удовлетворяет ли полученная при исследовании информация требованиям:

1. Новизны
2. Достоверности и объективности
3. Доказательности
4. Полноты

IV. Подвести итоги следующим образом:

1. Признать необходимость (или ее отсутствие) проведения дополнительного сбора и отбора материала
2. Признать проведенную работу удавшейся или неудавшейся
3. Признать основную часть работы законченной

V. Сформулировать следующие выводы:

1. По существу поставленной проблемы
2. По побочным вопросам
3. По вопросам практического значения и использования полученных результатов
4. По возможностям и способам продолжения исследования

VI. Сравнить ранее выдвинутую гипотезу с полученными выводами и прийти к решению о том, что:

1. Цель достигнута
2. Можно приступать к заключительному перед защитой этапу