Сбор и обработка информации

Все расходные материалы закуплены, шаблон отчета сделан, актуальная тема работы выбрана. Следующим этапом является сбор и обработка информации по выбранной теме.

Как показывает практика, для формулировки темы вполне достаточно прочитать лишь незначительное количество книг (что вы и сделали). Однако этого нельзя сказать про написание работы в целом. Практика показывает, что даже при самом примитивном исследовании число использованных литературных источников не должно быть меньше 20-30. Если оно меньше, то это может говорить об одном из четырех обстоятельств:

Вы влезли в такую научную область, о которой мало кто что-то знает, и вам будет очень тяжело закончить написание работы на подобную тему, так как о ней никто ничего не знает. Маловероятно, что это ваш случай, так как преподаватель редко хочет показаться не самым умным человеком в глазах студентов, а выдать тему, по которой ничего нет, - это не самый умный поступок. Вы предпринимаете отчаянную попытку разработать новую научную теорию и при успешном написании работы имеете шанс из студента превратиться в доктора наук. Бывает, но вряд ли это ваш случай.

Вы бездельник и лентяй! Вместо того чтобы перед написанием работы хотя бы по диагонали прочитать 20-30 из 200-300 существующих литературных источников по данному вопросу, вы набрались наглости заявить, что литературы по этому вопросу очень мало. Вот это, наверное, ваш случай. Вы глубоко убеждены, что знаете все лучше, чем 20 обладателей нобелевских премий, которые написали массу книг по теме вашего исследования. Пренебрегая чтением, вы рискуете прослыть человеком, который плюет на учебный процесс и на изучаемый предмет. Это карается снижением оценки на максимальную величину. Надеемся, что это не ваш случай.

На данном этапе предстоит либо убедиться в том, что тема выбрана замечательно, либо в том, что ее необходимо переформулировать. Последовательность ваших действий должна быть следующей:

I. Составить список литературных источников, которые имеют хоть какое-то отношение к теме вашей работы, для чего рекомендуется:

1. Сходить во все известные вам библиотеки, где сообщить библиотекарю тему и попросить все, что они могут вам предоставить. Записать всю информацию о каждой из предоставленных вам книг
2. На просторах интернета найти информацию обо всех имеющихся по вашей теме книгах и записать информацию о них
3. Убедиться, что в получившемся списке присутствует как минимум 50 наименований книг, статей, обзоров, заметок, непосредственно касающихся вашей темы

II. Занести в отчет список используемой литературы, для чего требуется последовательно:

1. Убедиться в том, что требования к оформлению источников любого типа вам хорошо известны
2. Внести в список используемой литературы вашего отчета информацию обо всех найденных литературных источниках

III. Из имеющегося списка выбрать наиболее фундаментальные работы по вашей теме, содержащие пертинентную (англ. pertinent - относящийся к делу, подходящий по сути) информацию и преобразовать исходный список в новый, для чего рекомендуется:

1. Найти максимальное число книг из вашего списка в электронном или бумажном виде
2. Максимальным образом проработать каждую из книг, после чего прийти к выводу о том, какова ее ценность для вашей работы
3. Проверить, чтобы число источников с пертинентной информацией составляло 20-40% от источников с релевантной информацией

IV. В источниках пертинентной информации найти максимальное число интересных мыслей по выбранной теме, запомнить их и их местоположение. Для этого следует:

1. Максимально подробно ознакомиться с каждым из отобранных источников пертинентной информации
2. В отдельную тетрадь для дальнейшей работы выписать все встречающиеся мысли, которые кажутся вам абсолютно спорными или абсолютно бесспорными (с указанием источника и страниц, на которых эта мысль находится)
3. Отдельно оформить указания авторов на нерешенные проблемы в выбранной предметной области
4. Сформировать набор, содержащий 3-5 ключевых мыслей из каждого источника пертинентной информации

V. Подготовиться к переходу на следующий этап, для чего последовательно:

1. Отнести назад в библиотеку все бумажные источники непертинентной информации
2. Удалить все электронные источники непертинентной информации
3. Порадоваться сокращению количества используемых источников
4. Перейти к следующему этапу

Как вы видите, действия на данном этапе достаточно просты и незамысловаты, однако они составляют основу вашей будущей работы. Справедливости ради надо отметить, что большинство студентов совершенно не владеют культурой чтения и различного рода методиками, позволяющими из имеющейся литературы выбрать полезную, далее - полезные разделы, а потом - полезные мысли. Именно поэтому сбор и обработка информации вынесена нами в отдельный раздел. Здесь мы дадим ряд рекомендаций, соответствующих каждому из перечисленных выше этапов работы с литературой, чтобы избавить вас от встречи с рядом подводных камней, из-за которых корабль вашей работы может легко пойти ко дну.