Требования к изложению материала

Во время проведения научного исследования - как при изучении литературы, так и в ходе экспериментально-опытной работы - обычно накапливается большое количество самых разнообразных черновых записей, фиксирующих результаты и наблюдения, полученные студентом по ходу работы. Такие записи необходимо постоянно систематизировать и упорядочивать, поскольку они могут быть использованы не только при написании курсовых и дипломной работ, доклада на студенческой конференции, статьи в сборник студенческих работ и др., но и в учебной работе.

При изложении научного материала, независимо от того, пишете ли вы статью, курсовую или другую работу, должны соблюдаться следующие основные требования:

— конкретность, подразумевающая, что из всего многообразия приобретенных в ходе научной работы знаний, сведений, данных будут отобраны только те, которые необходимы для раскрытия вашей темы или решения вашей проблемы;
— четкость, которая достигается выделением в тексте отдельных частей, характеризующихся смысловой связностью и дельностью;
— логичность, предусматривающая определенную, заранее принятую последовательность этих частей;
— аргументированность (т. е. доказательность), когда каждая высказываемая мысль подкрепляется убедительными доводами (почему это так, а не иначе) или подтверждается авторитетными мнениями других ученых;
— точность формулировок, которая позволит избежать неоднозначного толкования ваших высказываний.

При всем многообразии научных работ общая структура практически любой из них включает три обязательные части:

• вводную, в которой мотивируется обращение к данной теме (проблеме), формулируются цели и задачи работы, приводятся сведения, необходимые для понимания основного содержания и т. п.;
• основную, посвященную собственно раскрытию темы;
• заключительную, где дается обобщение изложенного материала, подчеркивается значение проделанной работы, формулируются выводы и т. п.

Такое построение содержания диктуется требованием четкости и логичности изложения. В некоторых научных работах, таких как доклад, статья, эти части выделяются только по смыслу, хотя обязательно присутствуют.

В реферате, курсовой или дипломной работе такая структура имеет и формальное выражение в виде рубрик - отдельных частей текста, имеющих заголовок.

Вводная часть обычно называется введением, а заключительная - заключением. Каждая из них представляет собой единую рубрику, имеющую соответствующий заголовок.

Основная часть подразделяется на более мелкие рубрики - главы, которые в свою очередь делятся на параграфы.

Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который выделяется пробелом в начале первой строки (абзацным отступом). Абзац состоит, как правило, из нескольких предложений, связанных смысловым единством.

Такая сложная, как говорят, «иерархическая», структура текста значительно облегчает его восприятие. Читающему не приходится самому выделять смысловые части, их соотношение, выявлять логику изложения; заголовки дают первоначальное представление об общем содержании каждой выделенной рубрики. Все это позволяет сразу сосредоточить внимание на содержательной стороне работы, на ее проблематике.