Учебная литература

Учебник - основной вид учебной литературы. Он представляет собой книгу, содержащую систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с учебной программой. Учебник официально утверждается высшим органом образования страны в качестве такого издания, о чем обязательно указывается на его второй странице, которая называется оборотом титула.

В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и последовательности, т. е. при изложении материала обязательно учитываются закономерности и приемы его усвоения обучающимися, а поэтому необходимо принять во внимание возраст и уровень знаний тех, кому учебник адресован. Ведь одну и ту же дисциплину могут изучать старшие школьники, студенты вуза или специалисты, которые повышают свою квалификацию, и очевидно, что учебники для этих разных категорий учащихся должны быть различными.

Учебник может быть авторским, т. е. написанным одним или несколькими авторами, или коллективным, когда в его создании принимал участие целый коллектив авторов. В этом случае обычно указывается главный редактор, возглавлявший этот коллектив.

В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет саму науку. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относительно быстрому устареванию вузовских учебников, поэтому в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др.

Курс лекций - разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине. Каждый преподаватель вуза - это всегда ученый, имеющий свои собственные научные взгляды. Поэтому один и тот же курс лекций, предусмотренный образовательной программой, разными преподавателями читается не просто по-разному, а иногда с совершенно разных научных позиций, как говорят, в рамках различных научных школ. Такие авторские курсы лекций могут иметь общенаучное значение. Опубликованные, они становятся доступными не только для тех, кто имеет возможность прослушать его сам, но и для студентов и преподавателей других вузов, широкого круга ученых и специалистов - как современников ученого, так и последующих поколений.

Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т. е. в нем рассматривается только часть учебного курса, или больше ориентировано на практическую сторону усвоения материала, содержит больше практических рекомендаций.

В отличие от учебника, который должен представлять наиболее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.

К учебным пособиям относятся также издания вспомогательного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.

Методическое пособие - это издание, содержащее практические рекомендации по какому-либо вопросу. Оно может быть адресовано студентам; в этом случае методическое пособие содержит конкретные советы по выполнению каких-то учебных заданий и используется на лабораторно-практических занятиях.

Адресатом методического пособия могут быть также преподаватели. Тогда в нем раскрываются методики обучения, преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее разделов. Такие издания, хотя и не предназначены непосредственно для студентов, часто могут быть полезны им в самостоятельной работе по изучению данной учебной дисциплины.