Виды и формы контроля

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. В обучении контроль является важнейшей составной частью, поскольку он помогает и преподавателю и самому студенту определить качество усвоения пройденного за определенный период времени материала, выявить успехи и пробелы в учении.

В высшем учебном заведении основными видами контроля за учебной деятельностью студентов являются текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы, в основном, на семинарах, лабораторных и практических занятиях. Этот вид контроля имеет большое значение, так как стимулирует студентов к систематической работе, регулярному выполнению заданий.

Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения преподавателя за работой студенческой группы в целом и каждого студента в отдельности, проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.

Наряду с наблюдением широко применяются устные, письменные и практические формы контроля. К формам устного контроля относятся: устный опрос, ответы на вопросы на семинарских занятиях, выступление с докладом, защита рефератов др.

Большим достоинством письменного контроля является то, что он позволяет за короткий период времени выявить уровень знаний студентов всей группы или курса. Основными формами письменного контроля являются: диктант, тест, контрольная работа, творческое сочинение, решение различных задач и др.

Практический контроль направлен на проверку умений и навыков, приобретенных студентами. Основными его формами являются: решение экспериментальных задач по математике, техническим и естественнонаучным дисциплинам, постановка и проведение несложных опытов, наблюдений, сдача спортивных нормативов и др.

Периодический контроль (промежуточная аттестация) проводится, как правило, один раз в два месяца, обычно после изучения логически законченной части, раздела дисциплины с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого семестра с обязательным учетом результатов текущего и периодического контроля и проводится в форме зачетов и экзаменов.

Зачет служит формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и практических работ, усвоения учебного материала семинарских занятий, учебных заданий практики, а также выполнения курсовой работы.

Зачеты проводятся во время зачетной недели, как правило, перед началом экзаменационной сессии. Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу. Зачеты предполагают устные, письменные или практические формы контроля.

По гуманитарным наукам зачеты проводятся обычно путем устного опроса студентов. Преподавателю предоставляется право поставить зачет («зачет-автомат») без выполнения процедуры опроса только тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях на протяжении всего семестра.

Зачеты по практике выставляются преподавателем на основе представленных отчетов, составляемых студентами в соответствии с утвержденной программой практики.

Зачеты по курсовым работам проставляются на основе результатов их защиты студентами.

Результаты сдачи зачетов обычно оцениваются отметкой «зачтено» , однако иногда проводятся зачеты с дифференцированными оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Дифференцированные зачеты проставляются, как правило, по курсовым работам, практике, а также по некоторым дисциплинам.

При условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, студенты допускаются до экзаменационной сессии, где им предстоит сдавать курсовые экзамены.

Экзамен преследует цель оценить качество усвоения студентом теоретических знаний учебной дисциплины, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.

Экзамены сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных графиком учебного процесса.

Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме и принимаются, как правило, преподавателем, который читал лекции по данному курсу. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора, справочной литературой. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы по всем темам курса, а также, помимо теоретических вопросов, задавать задачи и примеры по программе данного курса.

Ответ студента на экзамене определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета проставляется неудовлетворительная оценка.

Если студент имеет неудовлетворительные оценки или незачеты по каким-то учебным дисциплинам, ему предоставляется право их пересдачи. По одному и тому же предмету допускается не более двух пересдач: первый раз - тому же экзаменатору, второй - комиссии, назначенной заведующем кафедрой. Студенты, не пересдавшие экзамен или зачет в установленный срок, подлежат отчислению либо, если у них была уважительная причина, могут быть оставлены на повторное обучение.

Студенты, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, переводятся приказом ректора на следующий курс.